Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современной литературе, исследованиях, а также юридической практике значительное
внимание уделяется вопросам государственного устройства, правомерности деятельности тех или
иных государственных структур, а также изучению и анализу приоритетных государственных
функций и возможных направлений совершенствования деятельности в рамках реализации
данных функций.
Государственная система представляет собой сложный механизм, который состоит из ряда
элементов, каждый из которых, в свою очередь, решает определенную задачу и является
обязательным для успешного функционирования всей государственной системы.
Особую роль играет понимание функций и задач государства. Так, функции государства призваны
отражать его сущность, предназначение, а также структуру самого государства. Иными словами,
речь идет об отражении внутреннего строения государства, которое в первую очередь
определяется той деятельностью, которую оно осуществляет. Важно подчеркнуть, что
предназначение государства определяется его функциями, которые и необходимы для
выполнения полезной и необходимой для общества деятельности. Сами функции направлены на
достижение определённых целей, имеющихся на современном этапе развития государства.
Таким образом, цель настоящей курсовой работы – раскрыть содержание и специфику основных
функций государства.
Для достижения поставленной цели был выработан ряд исследовательских задач:
1. Рассмотреть основные теоретико-методологические аспекты государства как социальнополитической системы и его признаков;
2. Рассмотреть и описать основы государственного устройства Российской Федерации;
3. Выявить ключевые внутренние функции государства;
4. Выявить и рассмотреть основные внешние государственные функции.
3
Глава 1. Государство как социально-политический институт
1.1. Теоретико-методологические характеристики государства и его признаки
Множество исследовательских материалов и исторических документов могут нам сегодня
предоставить спектр определений такого явления, как государство, обозначить задачи его
функционирования, ключевые описательные характеристики и признаки.
В современной практике можно встретить более сотни определений государства и его сущности.
Можно отметить, что какое-либо определение, как правило, соответствует определенной
концепции, подходу к пониманию государства. Среди ключевых концепций можно обозначить, к
примеру, теологическую, патриархальную, договорную, психологическую, экономическую,
органическую, внешнего и внутреннего насилия, технократическую, а также теорию элит и многие
другие. Каждая концепция и теория представляют нашему вниманию определенную трактовку
термина «государство», отражающую его основную сущность.
4
Прохоров М. М. справедливо отмечает в своем исследовании, что все существующее
многообразие определений сводится к некоему противостоянию двух исходных принципов. Речь
идет, во-первых, об объяснении характеристик государства, представляющегося в качестве
института силы и обеспечения порядка посредством насилия или принуждения, а во-вторых о
государстве как средстве обеспечения «порядка» с помощью «гармонизации» интересов в
обществе. В первом случае реализация механизма осуществляется с помощью государства как
орудия насилия одной части общества, подчиняющей других членов общества своей воли,
которая возводится в закон. В другом случае указанная гармонизация происходит ввиду
согласованности, компромиссов и т.п. К примеру, Н. Макиавелли в своем произведении
«Государь» представлял государство как своеобразное отношение между правительством и
подданными, которое опирается на страх или любовь последних.
В современных источниках также можно встретить ряд определений. Например, государство
представляется как организация политической власти, осуществляющая управление обществом и
обеспечивающая в нем порядок и стабильность. В соответствии с иным определением
государство характеризуется в качестве организации политической власти, которая содействует
преимущественному осуществлению общечеловеческих, конкретно классовых, национальных,
религиозных и иных интересов в рамках определенной территории.
Также существует иное определение государства, в соответствии с которым государство – это
специальная организация политической власти общества, располагающая особым аппаратом
принуждения и выражающая интересы и волю либо господствующего класса, либо всего народа.
В свою очередь, В. А. Попов и А. С. Автономов лаконично характеризуют государство как основной
политический институт политической системы общества, как способ со¬ци¬аль¬но¬го бы¬тия в
ус¬ло¬ви¬ях по¬ли¬тического от¬чу¬ж¬де¬ния вла¬сти.
Несмотря на все многообразие существующих характеристик и определений можно выявить ряд
общих черт, заключающийся в описании государства как особой системы организации общества.
Так, государство может быть охарактеризовано в качестве политико-правовой орга¬низация
общества, которая призвана обеспечить его единство и территориаль¬ную целостность, обладает
при этом суверенитетом, осуществляет власть, управление и регулирование в обществе. На
основании данного определения можно выявить ключевые признаки государства.
Основными признаками государства являются:
Неразрывная связь, взаимозависимость и взаимодействие государства и права. Право и
государство низменно объединяют такие факторы, как территория, социальная среда,
экономическая и политическая основы, социальное назначение. Взаимосвязь государства и права,
прежде всего, подразумевает невозможность существования одного без другого. Указанное
взаимодействие проявляется в осуществлении государством правотворческой деятельности, а
право, в свою очередь, юридически «оформляет» государство, декларирует ключевые принципы
его устройства, придает ему легитимность функционирования.
Публичность власти. Власть отрезана от общества, возвышается над ним и при этом
представляет его интересы, выступая от его же имени. К тому же власть осуществляется и
реализуется государственными органами, использующими разнообразные ресурсы
экономического и организационного характера. Сама власть находит свое воплощение в
управленцах, состоящих на государственной службе, трудящихся в государственных органах, что
образует впоследствии государственный аппарат. Реализация власти и ее механизмов
5
обеспечивается политическим и правовым сознанием граждан, авторитетом власти,
соответствующими управленческими техниками и технологиями, а также силой государственного
принуждения.
Суверенитет. Под суверенитетом следует понимать особое политико-правовое свойство
государства, которое декларирует верховенство и независимость государственной власти.
Обозначенное верховенство означает универсальность властной силы, заключающейся в ее
распространении на все население и все учреждения и организации, партии и объединения в
независимости от статуса и иных характеристик. Независимость государственной власти находит
свое проявление в ее исключительном, монопольном праве самостоятельно разрешать вопросы в
рамках полномочий, а также осуществлять любую законную деятельность внутри государства и за
его пределами.
Территориальная целостность. Государство представляет собой особую территориальную
организацию населения. На локализованной территории государства распространяется его
суверенная власть, а население данной территории при этом становится гражданами данного
государства (или подданными в монархических государствах). Так формируется институт
гражданства.
Система сбора налогов. Для выполнения ряда социальных функций и задач государством
устанавливаются специальные пошлины, налоги и иные денежные сборы, поскольку само по себе
государство не является производителем каких-либо материальных благ.
Таким образом, данный перечень составляет систему основных признаков государства, который
может быть дополнен, к примеру, такими признаками, как монополия на легитимное применение
силы (насилия) и армия. На рисунке 1 отражены схематически основные признаки государства.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с
учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ,
от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // [Электронный ресурс] /
Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ (ред. от 06.03.2019) «О судах
общей юрисдикции в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) //
[Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110271/
3. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ //
[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18260/
4. Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации» от 03.12.2012 № 229-ФЗ (последняя редакция) // [Электронный
ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138549/
6
5. Авилова О.Е. Классификация функций государства в советской и современной
юридической науке // Известия АлтГУ. – 2018. – №6 (104). – с. 13-17
6. Автономов А. С., Попов В. А. Государство // [Электронный ресурс] / Режим доступа:
https://bigenc.ru/ethnology/text/2373590
7. Акимов Н.А. Экономическая функция государства в эпоху цифровой экономики // Ученые
записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2018. – №9. – с. 170-174
8. Государственное управление и теория элит В. Парето и Г. Моска // [Электронный ресурс] /
Режим доступа: https://studopedia.ru/3_89974_gosudarstvennoe-upravlenie-i-teoriya-elit-v-pareto-ig-moska.html
9. Государственное устройство Российской Федерации // [Электронный ресурс] / Режим
доступа: http://www.ru.spinform.ru/stroi.html
10. Грачев Н.И. Функции государства, верховной власти и государственного аппарата //
Вестник СГЮА. – 2019. – №3 (128). – с. 15-27
11. Иванов Р.Л. Признаки государства // Вестник ОмГУ. Серия. Право. – 2015. – №3 (44). – с. 6-
28
12. Иванчина Ю.В. Экономическая функция: функция трудового права или государства? //
Вестник ОмГУ. Серия. Право. – 2018. – №2 (55). – с. 108-112
13. Курдюк Г.П. О проблемах и перспективах развития российского законодательства //
Вестник КРУ МВД России. – 2015. – №4 (30). – с. 11-15
14. Лукьянов И. С. О государстве // Вестник ОмГУ. – 2012. – №1 (63). – с. 327-330
15. Основные внутренние и внешние функции современного Российского государства //
[Электронный ресурс] / Режим доступа: https://helpiks.org/8-24579.html
16. Парасюк Е.А. Механизм государства: к исследованию понятия // Вестник Адыгейского
государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология,
юриспруденция, политология, культурология. – 2009. – №2. – с. 48-56
17. Парганаева Д.Н. Внутренние и внешние функции государства: исследование основных
проблем // Ленинградский юридический журнал. – 2018. – №1 (51). – с. 43-48
18. Понятие и признаки государства // [Электронный ресурс] / Режим
доступа:https://oege.nnewer.ru/oge/sfera_politiki_i_socialnogo_upravleniya/52_ponyatie_i_priznaki_g
osudarstva.html
19. Прохоров М.М. Сущность государства и модальность социального государства //
Педагогика. Психология. Философия. – 2017. – №2 (06). – с. 86-98
20. Учение Никколо Макиавелли о государстве и политике // [Электронный ресурс] / Режим
доступа: https://fb.ru/article/384145/uchenie-nikkolo-makiavelli-o-gosudarstve-i-politike